Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности



Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности

Александр Лебедев, полковник МЧС России

Обучать детей способам защиты и правилам безопасного поведения в террористических ситуациях поручите воспитателям и учителям. Они должны проводить информационные и тематические мероприятия по противодействию терроризма. Для подростков дополнительно организуйте занятия, которые помогут им противостоять идеологии терроризма и экстремизма. Повышайте компетентность родителей, оформите для детей информационный стенд, регулярно проводите учения и тренировки по эвакуации при теракте.

Как и чему обучать детей в детском саду

Работу с дошкольниками поручите начать с объяснения основных правил поведения. Детям надо рассказать, что делать с найденными в помещении или на улице бесхозными пакетами и игрушками. Объяснить, что нельзя дергать за найденные на улице проволоку или шнуры, а к просьбам покинуть здание нужно относиться серьёзно и обязательно выполнять их.

Чтобы подать информацию для детей доступно и не напугать их, обяжите воспитателей использовать игровые и интерактивные методы обучения. Напомните, чтобы в работе воспитатели учитывали возраст и особенности детей. При необходимости поручите привлекать к занятиям психологов и сотрудников территориальных органов безопасности.

Пример

Примеры методов и форм антитеррористического обучения дошкольников

Используйте интерактивный метод, чтобы вовлечь детей в диалог и обсуждение, а также сформировать умение наблюдать и сравнивать. Например, организуйте викторины, групповые дискуссии, просмотр видеозаписей и наглядного материала с их с разбором и обсуждением.

Игровой метод применяйте, чтобы расширить и закрепить знания детей о безопасном поведении. Для этого организуйте подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, проблемные игры, игры-соревнования. Кроме того, предложите детям выполнять различные виды заданий и упражнений, участвовать в проведении конкурсов.

Поручите воспитателям составлять планы работы, чтобы занятия проходили систематически. По итогам квартала проверяйте, все ли дети усвоили пройденный материал, выясните, что оказалось непонятным. При необходимости поручите воспитателям провести занятия повторно.

Пример

План воспитательной работы по формированию у дошкольников основ поведения при террористических ситуациях2

Группа

Формы работы

Тема

Первый квартал

Общесадовское мероприятие: беседа с сотрудником ОВД на тему: «Моя полиция меня бережет»

Младшая

Просмотр обучающих мультфильмов, видеороликов

Что такое терроризм

Средняя

Тематический вечер вопросов и ответов, разбор опасных ситуаций

Что может быть, если…

Старшая

Деловая игра

Кто может представлять опасность для тебя и других

Второй квартал

Общесадовское мероприятие: тренировка по эвакуации на тему: «Действия при обнаружении подозрительного предмета»

Младшая

Музыкально-игровой досуг

Правила безопасного поведения в детском саду и на улице

Средняя

Викторина

Проверь себя

Старшая

Беседа

Если ты обнаружил подозрительный предмет

Третий квартал

Общесадовское мероприятие: акция «Памяти детям – жертвам  терроризма», запуск белых шаров в небо

Младшая2

Игра-сказка

Азбука безопасности

Средняя

Имитационная игра

Опасности вокруг нас

Старшая

Просмотр наглядного материала – плакатов и иллюстраций

Что делать, если произошел взвыв

Четвертый квартал

Общесадовское мероприятие: неделя безопасности «Скажи террору нет!»

Младшая

Конкурс рисунков

Осторожно – опасность!

Средняя

Сочинение историй

Что значит жить мирно

Старшая

Мультимедийное занятие

Антитеррор – безопасность для детей

 

 

 

Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности

Как и чему обучать детей в школе

Обучать учащихся школы поручите учителям и классным руководителям в рамках урочной и внеурочной деятельности. Чтобы обеспечить преемственность в вопросах обучения, поручите обучающим взаимодействовать при составлении планов воспитательной работы. Если в них включили совместные с сотрудниками правоохранительных органов мероприятия, то направьте документы на согласование руководителям данных ведомств. После получения отметки о согласовании, планы утвердите.

Как обучать детей начальных классов

Для обучения детей начальных классов поручите организовывать тематические уроки и классные часы. На данном этапе поручите формировать у детей понятийную базу об опасностях и чрезвычайных ситуациях, вырабатывать навыки безопасного поведения дома, на улице, в школе и общественном транспорте. Кроме того, напомните дать общие рекомендации и рассказать, как действовать ребенку при захвате в заложники или при похищении. Также обяжите научить школьников навыкам защиты от опасностей и оказанию само- и взаимопомощи.

Контролируйте, чтобы учителя применяли не только словесные методы обучения – лекцию и беседу, но и активные методы обучения – диспут, круглый стол, проблемный метод. Теоретические мероприятия обяжите совмещать с практическими учениями. Это могут быть и тренировки по эвакуации при угрозе теракта. Чтобы проверить знания учащихся, организуйте конкурсы, викторины и КВНы.

Пример

План воспитательной работы по формированию у учеников 1-4 классов основ поведения при террористических ситуациях

№ п/п

Формы работы

Тема

Срок проведения

1

Беседы

– как я должен поступать;

– как вызвать полицию;2

– правила поведения в городском транспорте

1 четверть

2

Игровые занятия

– как вести себя в местах массового скопления людей при угрозе теракта;

– как вести себя, если ты попал в заложники

2 четверть

3

Викторина

твое поведение в экстремальных ситуациях

3 четверть

4

Инструктаж

меры антитеррористической защиты в период каникул

4 четверть1

 

 

Как обучать детей мерам антитеррористической защищенности

Как обучать детей основных и старших классов

Знакомить учащихся основных и старших классов с правилами поведения в террористических ситуациях поручите в ходе урочной и внеурочной деятельности. Классным руководителям дополнительно поручите формировать у подростков неприятие идеологии терроризма и разъяснять ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Как учить навыкам поведения в террористических ситуациях

Обучать школьников в рамках урочной деятельности обяжите учителя ОБЖ. Для этого поручите ему включить в план занятий уроки, которые помогут учащимся расширить и закрепить знания о правилах поведения при угрозе теракта, при обнаружении подозрительного пакета, при поступлении угрозы по телефону или в письменной форме.

Кроме того, поручите знакомить детей с федеральным законодательством и локальными актами в сфере антитеррора, номерами телефонов службы спасения «112», территориальных отделов ФСБ, МЧС и МВД. При изучении темы «Правила поведения при угрозе террористического акта» поручите учителю уделить особое внимание наглядным методам обучения. К ним относят просмотр документальных кинофильмов, плакатов и фотографий.

Организовать внеурочную деятельность поручите классным руководителям. Для этого предложите планировать как отдельные, так комплексные мероприятия. Это могут быть книжные выставки, инструктажи, круглые столы, беседы, показы презентаций.

Отдельные вопросы практической подготовки учащихся отрабатывайте во время проведения олимпиад по ОБЖ, конкурсов, викторин, тематических уроков, экскурсий в территориальные отделы полиции, МЧС и ФСБ.

Совет

Предоставьте педагогам демонстрационный материал

Выдайте учителям список игровых и неигровых фильмов антитеррористической направленности, который рекомендует использовать в воспитательной деятельности Минобрнауки в письме от 31.03.2016 № 09-641.

Как формировать антитеррористическое мировоззрение

Чтобы разъяснить подросткам сущность и общественную опасность терроризма, поручите классным руководителям проводить циклы занятий. Например, для учащихся основной школы можно организовать классные часы и лекции на темы: «Мировое сообщество и терроризм», «Методы и способы вовлечения молодежи в террористическую деятельность и противодействие ей». В старшей школе формой обучения могут стать дискуссии по материалам событий в Беслане.

Кроме того, организуйте мероприятия, направленные на формирование межнационального согласия. Например, устраивайте фестивали, конкурсы, викторины, развивайте дискуссионные площадки. Предложите подросткам поучаствовать в производстве наглядной агитации и видеопродукции антитеррористического содержания. К дню солидарности в борьбе с терроризмом организуйте флешмобы, вахты памяти и тематические уроки.

Чтобы вовремя выявлять радикальные настроения учащихся, обяжите учителей проводить анкетирование подростков об их отношении к терроризму. Также поручите учителям регулировать деятельность молодежных группировок и национальных сообществ, которые есть в школе.

Совет

Для учеников 5, 7, 10 и 11-х классов закупайте учебники по ОБЖ, в которые включены разделы по основам противодействия терроризму и экстремизму

Также приобретайте информационно-аналитические материалы, дополняющие вышеуказанные учебники. Например, «Справочник по противодействию терроризму», «Терроризм – ты под прицелом», «Экстремизм – основа и идеология террора» (письмо Минобрнауки от 25.05.2011 № СМ-477/08). Для проведения внеурочных занятий по антитеррористической тематике приобретите научно-популярные брошюры «Защитим свой мир» издательства «Просвещение» и брошюру «Действия населения по предупреждению террористических акций» издательского центра «Военные знания».

Кроме того используйте информационные ресурсы и сайты, на которых размещают актуальные информационные и аналитические материалы.

Пример

Пример информационного материала для школьников

Используйте памятки, которые разработал НЦПТИ 

Пример

План воспитательной работы по формированию у учеников 5-11 классов основ поведения при террористических ситуациях и антитеррористического мировоззрения

№ п/п

Темы и формы уроков по курсу ОБЖ

Темы и формы воспитательных мероприятий

1

Лекция «Терроризм-глобальная проблема современности»

Тестовое задание «Как не стать жертвой преступления»

2

Семинар «Виды террористических актов»

Классные часы на темы: «Что такое терроризм», «Психологический портрет террориста и его жертвы», «Гнев, агрессивность и их последствия», «Правила поведения в толпе»

3

Учения «Правила поведения в ситуациях с захватом заложников»

Игра-тренинг «Профилактика агрессивного поведения у подростков»

4

Практическое занятие «Правила поведения при взрыве»

Игра – путешествие «Права детей»

5

Дебаты «Защита от терроризма - функция государства или гражданский долг?

Практикум «Средства индивидуальной защиты»

6

Игра «Четкое исполнение команд - залог безопасности»

Практикум «Само – и взаимопомощь»

7

Общешкольный урок «Уголовная ответственность за действия террористического характера»

Беседы по темам «Ваши действия, если вы оказались заложниками», «Психологические особенности поведения в экстремальных ситуациях», «Терроризм как социальное явления и способы борьбы с ним»

8

Лекция «Организация эвакомероприятий при угрозе террористического акта»

Моделирование ситуации «Захват террористами учреждения и действия обучающихся»

9

Игра «Невербальные средства общения»

Практикум «Транспортировка пострадавших на подручных средствах

 Какую работу проводить с родителями

С родителями проводите консультации, семинары, родительские собрания. Подготовьте в качестве раздаточного материала памятки и советы о том, как проводить беседы с детьми. Оформите стенд с полезной информацией в родительском уголке.

Для проведения ознакомительных бесед об опасностях, которые подстерегают детей, периодически приглашайте на родительские собрания и общешкольные линейки сотрудников территориальных органов полиции, МЧС и ФСБ.

Пример

Пример раздаточного материала для родителей

Используйте памятки, которые разработал НЦПТИ

Как выявить вовлеченность ребенка в группы смерти

Пример плана работы с родителями в школе

№ п/п

Форма работы

Время проведения

Ответственный

1

Беседы с родителями о пропускном и внутриобъектовом режиме школы

1 раз в год

Директор школы, классные руководители

2

Родительские собрания на темы:

– «Действия при прямой угрозе семьи»;

– «Безопасность ребенка вне дома»;

– «Ваше поведение во время техногенных аварий»

2 раза в год

Классные руководители

3

Обновление информационных стендов

ежемесячно

Классные руководители